Фото:
AstroNews
Комментарии
Индийское правительство представило новые подробности о том, что произошло во время его первой попытки высадиться на Луну в сентябре.
В письменном ответе на вопросы от 20 ноября нижней палаты парламента Индии, государственный министр по вопросам космоса Джитендра Сингх сказал, что посадочный аппарат Викрам «тяжело приземлился» на Луну 6 сентября из-за проблема с тормозными двигателями посадочного аппарата.
«Первая фаза снижения была проведена номинально с высоты от 30 км до 7,4 км над поверхностью Луны», — написал он. Спускаемый аппарат замедлился с 1683 метров в секунду до 146 метров в секунду.
«Во время второй фазы снижение скорости было больше запланированного значения», — продолжил он. «Из-за этого отклонения начальные условия в начале фазы тонкого торможения вышли за пределы проектных параметров».
«В результате Викрам тяжело приземлился в пределах 500 метров от назначенного места посадки», — заключил он. Заявление Сингха не уточняло, что вызвало это «отклонение».
Это заявление является первым официальным подтверждением индийского правительства, что посадочный аппарат разбился во время попытки посадки. Индийская организация космических исследований (ISRO), входящая в состав Департамента космоса, сделала несколько заявлений о судьбе спускаемого аппарата после посадки 6 сентября, и в них упоминалась только потеря связи со спускаемым аппаратом, а не неудачная посадка.
«Посадочный аппарат Викрам был обнаружен орбитальным кораблем Чандрайаана-2, но никакой связи с ним пока нет», — говорится в заявлении ISRO от 10 сентября. «Прилагаются все возможные усилия для установления связи с посадочным аппаратом». Контакт с посадочным аппаратом никогда не восстанавливался после потери при попытке приземления.
В своем интервью 21 октября на Международном конгрессе астронавтики (МАК) в Вашингтоне С. Соманат, директор космического центра имени Викрама Сарабхай в ISRO сказал, что инженеры использовали симуляции для восстановления того, что случилось с посадочным аппаратом после потери контакта на высоте 2,1 км над лунной поверхностью.
По его словам ISRO задерживала объявление о судьбе посадочного аппарата до тех пор, пока эта работа не была закончена, но он признал, что посадочный аппарат, вероятно, врезался в лунную поверхность с высокой скоростью, «за пределами своей живучести».
Потеря посадочного аппарата Викрам произошла менее чем через пять месяцев после того, как первый лунный посадочный аппарат Израиля, Берешит (Beresheet), также потерпел крушение во время посадки. Официальные представители израильской аэрокосмической промышленности (IAI), которая построила посадочный аппарат, и SpaceIL, некоммерческая организация, которая выполняла миссию, позже сообщили, что компьютерный сбой во время спуска посадочного аппарата привел к его падению.
В то время как SpaceIL отказался от планов второй миссии Берешит, IAI подписала соглашение с Firefly Aerospace об использовании конструкции Берешит для создания на его базе новой платформы под названием Genesis, которую Firefly предлагает в рамках своего контракта NASA на коммерческие лунные полезные нагрузки (CLPS). Firefly была одной из девяти компаний, отобранных НАСА почти год назад для контрактов CLPS, хотя компания еще не получила заказ на выполнение задания.
Во время дискуссии 20 ноября в SpaceCom Expo, Шиа Ферринг, вице-президент по обеспечению выполнения миссий в Firefly, сказала, что исправить проблему корабля Берешит не составит труда. «Израильтяне получили много данных от этой миссии. Они узнали и точно знают, что пошло не так», — сказал он. «Исправить это относительно легко, поэтому мы можем закрепить все успехи, которых они добились, вплоть до тех последних моментов».
Ферринг отказался вдаваться в подробности о том, что именно произошло с Берешит, но IAI обсуждала неудачу посадки в документе, представленном на IAC в октябре. В этом документе компания указала, что одна из двух инерциальных единиц измерения (IMU) на космическом корабле работала со сбоями во время снижения и была отключена бортовым компьютером. Контроллеры загрузили команды для включения устройства.
«Это привело к каскаду перезагрузок бортовой радиоэлектронной аппаратуры, которая отключила главный двигатель и помешала правильной активации двигателя», — говорится в документе.
Согласно данным наземной телеметрии, было установлено, что решение снова включить IMU через цепь событий вызывало отключение двигателей и перезагрузку компьютера.
«В результате все накопленные обновления [программного обеспечения], которые были сохранены в энергозависимой памяти (SRAM), были удалены во время перезагрузки», — говорится в документе. «Следовательно, компьютер не содержал всех существенных изменений, внесенных во время полета, что сделало невозможным автономную работу».
Среди изменений, рекомендованных в документе, было разрешение полного обновления программного обеспечения корабля во время полета и сохранение этого программного обеспечения в энергонезависимой памяти, которая не стирается при перезагрузке компьютера.
«Самое важное для нас — это объединение усилий с израильтянами, со всеми их успехами в Берешит и устранение возникших проблем», — сказал Ферринг.