Год назад NASA дала старт программе CLPS (Commercial Lunar Payload Services). Ее основная цель — привлечение коммерческих фирм к освоению Луны. Участники программы смогут претендовать на получение контрактов на доставку различных грузов на поверхность естественного спутника нашей планеты.
Первыми участниками CLPS стали девять представителей аэрокосмической индустрии — от компаний с многомиллиардным оборотом до сравнительно малоизвестных стартапов. Теперь их количество увеличилось до 14. 18 ноября NASA назвала пять новых компаний, присоединившихся к программе. Ими стали Blue Origin, Ceres Robotics, Sierra Nevada Corporation, SpaceX и Tyvak Nano-Satellite Systems.
Концепт Starship на Луне. Источник: SpaceX
Среди перечисленных участников основной интерес традиционно вызвала заявка SpaceX. Президент компании Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell) уже заявила о планах использовать для нужд CLPS новый космический корабль Starship, который мог бы доставить на поверхность Луны до 100 тонн грузов. По словам Шотвелл, в компании надеются, что его первая лунная миссия станет возможна уже в 2020 г.
В свою очередь, Blue Origin рассчитывает использовать посадочную платформу Blue Moon. В мае компания представила публике ее макет. Платформа также должна стать основой пилотируемого лунного аппарата для программы Artemis. Blue Origin разрабатывает его совместно с Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper. Что касается Ceres Robotics, Sierra Nevada и Tyvak Systems, то они делают ставку на небольшие спускаемые аппараты, предназначенные для доставки на лунную поверхность специализированных грузов.
Концепт спускаемого аппарата Tyvak Nano-Satellite. Источник: Tyvak Nano-Satellite Systems Inc.
Концепт спускаемого аппарата Sierra Nevada. Источник: Sierra Nevada CorporationRobotics
Концепт спускаемого аппарата Ceres Robotics. Источник: Ceres Robotics
Концепт беспилотной версии Blue Moon. Источник: Blue Origon
На данный момент NASA выдала три контракта по программе CLPS. Их получили компании Astrobotic, Intuitive Machines и OrbitBeyond. Первые две уже подписали пусковые контракты со SpaceX и ULA. Что касается OrbitBeyond, то эта компания позже отказалась от взятых обязательств, сославшись на внутренние проблемы.
По материалам: https://www.nasa.gov